Бутусов и Ю-Питер Богомол. Рецензия


Фирма грамзаписи Никитин

Этот альбом как будто специально создан для того, чтобы носить его в заплечной котомке очарованного странника. В мире, где в моде эффектный дизайн и сверкающий глянец, Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер» выпустили нарочито сермяжно оформленный диск, который было бы не жалко брать в увлекательные путешествия и познавательные экспедиции. Коробка коллекционного издания диска словно сделана из ненужного картонного ящика. А тексты песен распечатаны на серых невзрачных квадратиках, связанных простой бечевкой, какой обычно перетягивают посылки.

Можно развязать веревку и задумчиво перетасовывать эти стихи в руках в произвольном порядке. Не надо забывать и об архитекторском образовании Бутусова, который на сей раз дал слушателю возможность собирать причудливые паззлы и переформировывать эту поэтическую реальность каждому по своему усмотрению. Кстати, тексты песен на каждом листе – рукописные, причем, приведены именно черновики – с перечеркиваниями и другими вариантами строчек (тоже простор для полета фантазии). Наиболее заметные трансформации претерпела энергичная «Нога бойца». В безмятежных песнях, напротив, исправления минимальны.

Ю-питер - Богомол

А можно просто использовать эти стихи в качестве закладки к дорожным книгам очарованного странника. Лучше, если это будет Библия, ведь именно из нее Бутусов черпал вдохновение для своих свежих композиций. Скажем, «серный смрад, плач и скрежет» из той же «Ноги бойца» является видоизмененной цитатой из восьмой главы Евангелия от Матфея, где говорится о «вое и скрежете зубовном», которые ожидают грешников в аду. Помнится, Виктор Пелевин поминал в «Чапаеве и Пустоте» эту цитату в сугубо ироническом контексте. Бутусов же, наоборот, возвращает ей первозданную высоту, глубину и прозрачность. Вообще, лидер «Ю-Питера» провел на сей раз над своими стихами кропотливую работу. По его собственному признанию, он выписывал из Молитвослова наиболее поразившие его обороты – и затем уже модифицировал их по своему усмотрению в песенных текстах. 

Православное мировосприятие Бутусова наложило явственный отпечаток и на другие песни альбома. Скажем, начальная «Израяврай» развивает идею земных страданий как прямого пути в Царствие Божие. Испытания здесь рассматриваются как Посещение Божие, а беспрерывная цепь земных неудач – как важный фактор, возвращающий страдальцу вкус к настоящей Жизни. В «Скажи мне птица» (текст написал не Бутусов, а некая Катя Файн) любовь понимается как единственно верное мерило человеческого бытия. Чтобы усилить эту мысль, Бутусов во фразе «все есть любовь» переходит с меланхоличного пения на назидательный речитатив. Целиком из речитатива составлен и заглавный «Богомол», где к тому же излагается занятная история, приближенная по форме и сути к знаменитым притчам Иисуса Христа.

В общем, эти крепко сыгранные песни (гитарист Каспарян, как всегда, лаконичен, но на высоте, а ударник Евгений Кулаков от него не отстает) служат отличным фоном для неспешных философских размышлений о Смысле Бытия. Некогда рок-бард Ник Вдовиченко изрек: «Я пою, потому что не знаю молитв». Вячеслав Бутусов молитвы знает. Но его пение и игра его музыкантов тоже поднимаются до чего-то такого, что способно хотя бы на мгновение «открыть и закрыть перед нами Вселенную».    

Денис Ступников

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Бутусов включит в трибьют «Наутилуса» хиты и подзабытые песни

Бутусов вернулся из отпуска

Вячеслав Бутусов поможет молодым артистам

Вячеслав Бутусов отпускает на волю «Богомола» и «Птицу»

Dolphin борется с курением в рядах своих фанатов



 


ТРИНАДЦАТЬ
От прежнего к настоящему
О ком и почему
О себе и друзьях
С первых слов и навсегда
Вместе будет легче
Новости
ДИСКОГРАФИЯ
После двадцати трудных лет
За судьбой и волей
Тексты песен
За судьбой и волей
Последняя сигарета
Вопреки всему
На краю
Посвящается...
После двадцати
Кого-то нет, чего-то жаль
Каждому держать ответ
Неизданное

© Copyright 2008. All Rights Reserved. 

Сайт управляется системой uCoz