Звезды сменят фанеру


Еще 25 лет назад слово «фонограмма» в России мало кто слышал. Тогдашние ВИА и эстрадные исполнители давали по 3-4 концерта в день, не щадя ни себя, ни своих голосовых связок. Многие из них потеряли здоровье. Например, София Ротару заболела бронхиальной астмой и периодически начала терять голос.

 

Первые известия о «фанерных» выступлениях появились в конце 80-х. Экс-фронтмен Modern Talking Томас Андерс пел в Москве под фонограмму и был заклеймен позором всеми советскими газетами – вплоть до «Пионерской правды». А вокалистка «Миража» Татьяна Овсиенко пела под запись голоса оперной певицы Маргариты Суханкиной.

 

Уже через несколько лет «кооперативный попс» окончательно узаконил понятие «фонограмма» в рамках «легкого жанра». Теперь народ больше удивляется, если слышит на поп-концерте полностью живое исполнение. Да и вообще, среднестатистическому зрителю важнее услышать любимые хиты, максимально приближенные к записи. А от казусов, связанных с живым звуком, он скорее придет в бешенство. Скажем, люди совершенно спокойно восприняли весть о том, что вместо Глюкозы всегда поет жена ее продюсера Макса Фадеева Наталья. Главное - чтобы на концертах Глюкозы показывали мультики и танцевали дети!

 

Многие звезды делают пение под фанеру своим жизненным кредо. Так, недавно появившаяся группа «Мобильные блондинки» всячески кичится тем, что вживую не выступает. Аналогичным образом поступает и хороший танцор Борис Моисеев, и делает это регулярно, чем даже навлек недовольство своего сценического партнера – французского певца Нильды Фернандеса.

 

Многие «идейные» музыканты ограничиваются пением под фонограмму лишь на телесъемках, дабы обеспечить себе звук «не хуже, чем у других». Но есть и принципиальные счастливые исключения – вроде Иосифа Кобзона и группы «Звери», которые предпочитают петь вживую даже на «сборных солянках».

 

Один из немногих концептуальных противников запрета фонограммы критик Артемий Троицкий рассуждает: «Так ли жестоко обманывается народ, попадающий на фанерные выступления? Хорошо известно, что действительно постыдный тип фонограмм, так называемые «плюсовые» (стопроцентная имитация с рыбьим открыванием рта), практикуется в основном в казино/кабаках и на халтурных «сборных солянках» в больших залах. В первом случае публика вообще приходит не за музыкой, и нюансы исполнительского мастерства ее заботят меньше всего. На стадионную попсу народ ходит, прямо скажем, не слишком искушенный и в основном для того, чтобы поглазеть на звезд и услышать знакомые по телеящику хиты».

 

Госдума в России не раз поднимала вопрос о запрете фонограммы. Но все ограничилось запретом фанеры на тех столичных мероприятиях, которые финансируются из городского бюджета. Фонограмма законодательно запрещена лишь в Туркмении. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в свое время запретил использование фонограммы певцами на концертах, в передачах национального телевидения и даже на свадьбах.

 

Теперь к Туркменистану присоединился и Китай. Власти Китая намерены законодательно запретить звездам эстрады выступать перед аудиторией, используя фонограмму. Соответствующий законопроект разработан Министерством культуры КНР и уже выдвинут на общественное рассмотрение. Документ предполагает запрет не только на пение, но и на исполнение инструментальных партий под фонограмму.

 

Имена проштрафившихся исполнителей предполагается включать в открытый общенациональный черный список, сообщает агентство Xinhua. Если певец, музыкант или музыкальный коллектив попадаются на подлоге дважды за 2 года, то их лицензия на концертную деятельность отзывается, говорится в законопроекте.

 

Что остается в этой ситуации востребованным в Китае российским исполнителям – Витасу, «Мумий Троллю», «Тату»? Оттачивать живую программу и всеми силами стараться не попадать в реестр проштрафившихся артистов.

 

Денис Ступников



 


ТРИНАДЦАТЬ
От прежнего к настоящему
О ком и почему
О себе и друзьях
С первых слов и навсегда
Вместе будет легче
Новости
ДИСКОГРАФИЯ
После двадцати трудных лет
За судьбой и волей
Тексты песен
За судьбой и волей
Последняя сигарета
Вопреки всему
На краю
Посвящается...
После двадцати
Кого-то нет, чего-то жаль
Каждому держать ответ
Неизданное

© Copyright 2008. All Rights Reserved. 

Сайт управляется системой uCoz