Рецензия: Объект Насмешек Телетеррор (2008)


Исполнитель: «Объект Насмешек»
Название: «Телетеррор»
Стиль: альтернативный рок
Студия: «Навигатор Рекордс»
Год выпуска: 2008


Покойный Рикошет (Александр Аксенов) – один из самых недооцененных питерских музыкантов. Рядовые рок-меломаны знают о нем в основном по популярной 20 лет назад группе «Объект насмешек», инструменталисты которой составили позже костяк Tequilajazzz. Между тем в 90-е Рикошет записал эклектичный сольный диск «Блюз для негодяя», в который уместилось столько интересных находок, сколько иной музыкант не осилит и за десятилетия успешной карьеры. Энтузиазм Рикошета впечатлял. Аксенов выпустил совместный электронный диск «Геополитика» со своим лучшим другом Константином Кинчевым, плотно сотрудничал с питерскими рэпперами из «Балтийского клана», ремикшировал творения Виктора Цоя и спродюсировал трибьют группе «Кино».

Жизнь Рикошета внезапно оборвалась весной 2007 года. К сожалению, в последние годы он находился в полнейшем информационном вакууме. Прощальный сольник Аксенова «Не снимать! Черные очки» вышел в 2001-м и оказался практически не замеченным. Тем более мало кто знал, что Рикошет записывался с «Королем и Шутом» (брутальный вокал в песне «Мертвый анархист») и работал над мемуарами о буйном панковском прошлом. Старые меломаны ностальгировали по «Объекту насмешек», но при этом не были в курсе, что незадолго до смерти Аксенова студийный реюнион этой группы все-таки случился!

В 2002-м Рикошет продемонстрировал тексты новых песен лидеру Tequilajazzz Евгению Федорову. Тот проникся, и было принято решение вновь собрать «Объект насмешек» - специально ради записи этих вещей. Примечательно, что группа возродилась в «золотом составе»: Федоров играл в «Объекте» с момента основания и до конца, а его двоюродный брат гитарист Дюша Романов тоже был участником коллектива и сочинил в частности, небезызвестный панк-гимн «Бляха-муха». Партии ударных исполнил техничный барабанщик Tequilajazzz Дусер. В двух песнях («Ангел», «Закончить игру») отметились музыканты «ДДТ» Игорь Доценко и Вадим Курылев. Наконец, бэк-вокалы в «Пого» принадлежат Горшку из «Короля и Шута».

Студийные сессии длились с 2002 по 2005 годы. Сопродюсером альбома стала жена Рикошета Марьяна Цой, скончавшаяся в 2005-м. Годом позже «Пого» засветилась в эфире на «Нашем радио» в эфире «Чартовой дюжины». На этом история альбома, казалось бы, оборвалась. Лейблы не спешили издавать новое детище Рикошета. После смерти Александра Аксенова ходили противоречивые слухи о судьбе его наследия последних лет. И только в апреле 2008-го компания «Навигатор Рекордс» объявила о выходе в свет «Телетеррора». Сам диск появился на прилавках лишь в самом конце минувшего года.

Несмотря на то, что это – посмертный релиз Рикошета, альбом получился целостным и завершенным. Грубо говоря, половина песен посвящена падающим и бомбящим самолетам, а другая половина – вредоносному воздействию ТВ на умы и души граждан. Как ни странно, между этими явлениями прослеживается прямая связь. Излюбленная Рикошетом тема войны целиком перенеслась на телеэкраны («война сериалов за рейтинг каналов»). В этих условиях можно лишь ждать, когда весь этот разрастающийся негатив достигнет той критической точки, с которой начнет пожирать сам себя («на войне, как на войне – вновь Останкино в огне», - Рикошет поет бесстрастным и даже где-то сочувственным тоном). А можно собраться в стаи и устроить бесшабашную панк-революцию («Пого», «Бомбы и девочки»).

Близкая Рикошету тема уличных битв продолжена и на этом диске. Просто музыкант подает её более мудро и парадоксально. Для этого он иногда прибегает к переосмыслению некоторых штампов массовой культуры. Скажем, кто из нас вообще задумывался над смыслом «Беловежской пущи» ансамбля «Песняры»? А вот Рикошет задумывался и пришел к выводу, что в песнях партизан есть опасность сдать какие-нибудь военные тайны (на этом софизме и строится трек «Партизан»). А «Ток-шоу» странным образом напоминает вывернутую наизнанку «Программу передач» Александра Барыкина.

«Телетеррор» преимущественно выдержан в духе «пост-панка», а значит, особого разнообразия от аранжировок ждать не приходится. Но «Объект насмешек» сумел использовать максимум любопытных «фишек» в рамках этого холодноватого чопорного стиля. Скажем, «Самолеты» разукрашена цепляющим лирическим гитарным соло. Песня «Бомбы и девочки» построена по модели одиозного рикошетовского трека «Любовь»: минимум слов, короткие энергичные строки и повторяющаяся до умопомрачения заглавная фраза в припеве (напомним, что слово «Любовь» Рикошет в свое время спел 132 раза подряд).

На общем фоне резко выделяется баллада «Ангел» - римейк песни «Объекта насмешек», вышедшей еще в 1986-м. Рикошет спел её жестче, но его небрежная брутальность уравновешивается драматичным вокалом Евгения Федорова. Историю о покинувшем героя ангеле-хранителе можно расценивать как прощание со всеми нами. А фраза из «Риска» звучит как своеобразное завещание: «Реже любуйся своею сестрой – чаще смотри, кто твой брат».

Трек-лист

1. Пого
2. Ток-шоу
3. Самолеты
4. Партизан
5. Война
6. Ангел
7. Бомбы и девочки
8. Риск
9. Закончить игру
10. Останкино

Денис Ступников

 


ТРИНАДЦАТЬ
От прежнего к настоящему
О ком и почему
О себе и друзьях
С первых слов и навсегда
Вместе будет легче
Новости
ДИСКОГРАФИЯ
После двадцати трудных лет
За судьбой и волей
Тексты песен
За судьбой и волей
Последняя сигарета
Вопреки всему
На краю
Посвящается...
После двадцати
Кого-то нет, чего-то жаль
Каждому держать ответ
Неизданное

© Copyright 2008. All Rights Reserved. 

Сайт управляется системой uCoz