Рецензия: Наутилус Помпилиус Нау Бум (2008)


«Наутилус Помпилиус» «Нау Бум» (2008)От замысла до воплощения этого проекта прошел рекордно короткий срок. Еще летом на фестивале «Нашествие» Вячеслав Бутусов трогательно зачитывал по листочку список потенциальных участников трибьюта «Наутилусу Помпилиусу» и доверительно делился с журналистами, что и сам не прочь перепеть с десяток вещей своей прежней группы. А уже к юбилейному концерту 17 декабря увидел свет этот альбом в двух частях.

«Наутилус Помпилиус» оказался первопроходцем во многих сферах. Они выпустили первый CD-R. Они стали первой рок-группой, чьи фирменные кассеты (с альбомом «Титаник») моментально разлетелись по торговым точкам всей страны. Наконец, именно «Наутилус» стал первым, кто озаботился в 1993 году первым персональным трибьютом. Нельзя сказать, что получившийся диск «Отчет за 10 лет» стал каким-то откровением, но, например, той же Насте Полевой удалось там спеть «Летучий Фрегат» лучше оригинала.

На втором трибьюте Насте былой успех повторить, увы, не удалось. Ее «Джульетта» получилось милой, но невзрачной, с плохо запоминающимися чертами лица. Кроме Насти, никому из фигурантов «Отчета за 10 лет» в «НАУ БУМ» перекочевать так и не удалось. Да и вообще земляков Вячеслава Бутусова здесь оказалось немного: Настя Полева и группа «Смысловые галлюцинации», которая отстрелялась вполне достойно («Падал теплый снег»).

Несомненным фаворитом сборника стала питерская «Торба-на-круче», которой вообще по жизни удаются кавер-версии (вспомним их интерпретации произведений Егора Летова, «Пикника» и Алексея Рыбникова). Кажется, что в изначально бессвязную «Всего лишь быть» они привнесли экзистенциальный смысл, которого раньше не было. Но все же чемпионами по апгрейду являются «Вопли Видоплясова», осмелившиеся перевести «Алена Делона» («Взгляд с экрана») на родной язык главного героя песни. Эффект получился почти таким же убойным, как от цоевской «Видели ночь» в прицыганенной подаче Zdob si Zdub. Соригинальничал и «Ундервуд», наделив апокалипсический «Стриптиз» сладострастием и легкомысленностью сытого немецкого кулинара.

«Мумий Тролль» («Небо и Трава»), «Ночные снайперы» («Колеса любви») и Найк Борзов («Кто-то еще») проявили себя вполне предсказуемо. В противовес им «Машина Времени» приятно удивила, переложив «Скованные одной цепью» в почти пинк-флойдовскую ораторию.

Благодатная тема – «Нежный вампир» - досталась готическому «Пикнику», но он с ней отчего-то не справился. Угрюмый кровопийца получился у Эдмунда Шклярского немощным и чрезмерно сентиментальным. Все победы этого вампира-пенсионера поросли быльем, и теперь его хватает только на вороватые подглядывания в поликлинике за сдающими кровь из пальца смазливыми девушками. Даже властный гребенщиковский вопль «встань» из оригинала этому старикашке воспроизвести не под силу.

Единственным участником трибьюта, создавшим свое, оригинальное произведение на основе материала «Нау», стала креативная «Алиса». Так уж повелось, что в каждой кавер-версии Константин Кинчев добавляет что-то существенное от себя (будь то музыка в «Я дышал синевой» на стихи Высоцкого или текст в рыбниковском «Синем Пределе»). На этот раз лидер «Алисы» заметно подредактировал текст и добавил «фирменный» припев «Ветер, это ветер!», красиво сочетающийся с ню-металлическими рифами. При этом Кинчев решительно перекодировал социальный первоисточник в самоуглубленную интерпретацию. Достаточно обратить внимание на замену строки «я - внебрачный сын Октября» на «я - внебрачный сын декабря». Не будем здесь долго разглагольствовать о понимании Севера в концепции нынешнего Кинчева. Упомянем лишь, что «Отход на Север» превратился у него в балладу о Покаянии и внутреннем Очищении.

Та часть перепевок, за которую отвечал Вячеслав Бутусов, получилась, мягко говоря, несколько вымученной. Готовя трибьют, Бутусов обещал привнести в известные песни сообразные времени смыслы. Местами получилось мелковато. К примеру, если в «Хлоп-хлоп» речь идет о «гороховых зернах», значит, ее пришлось играть в кантри. А в «Эта музыка будет вечной» забыли сменить батарейки – и пришлось прерывать ее в самом неподходящем месте. Неизвестно, какие «батарейки» Бутусов использовал при записи «НАУ БУМ», но свои нынешние песни он исполняет на более качественном «энерджайзере».

Трек-лист

CD1 - «НАУ БУМ»:

01. Машина Времени - Скованные одной цепью
02. Смысловые галлюцинации - Падал тёплый снег
03. Торба-на-Круче - Всего лишь быть
04. Найк Борзов - Кто еще
05. Алиса - Отход на север
06. Пикник - Нежный вампир
07. Настя - Джульетта
08. Воплі Відоплясова - Взгляд с экрана
09. Мумий Тролль - Небо и трава
10. Ночные Снайперы - Колеса любви
11. Ундервуд - Стриптиз
12. Олег Tallboy Карпачев - Черные птицы

CD2 - Ю-ПИТЕР «MUTATIS MUTANDIS»:

01. Хлоп-хлоп
02. Шар цвета хаки
03. Титаник
04. Взгляд с экрана
05. Воздух
06. Скованные одной цепью
07. Эта музыка будет вечной
08. Доктор твоего тела
09. Как падший ангел
10. Я хочу быть с тобой

Денис Ступников

 


ТРИНАДЦАТЬ
От прежнего к настоящему
О ком и почему
О себе и друзьях
С первых слов и навсегда
Вместе будет легче
Новости
ДИСКОГРАФИЯ
После двадцати трудных лет
За судьбой и волей
Тексты песен
За судьбой и волей
Последняя сигарета
Вопреки всему
На краю
Посвящается...
После двадцати
Кого-то нет, чего-то жаль
Каждому держать ответ
Неизданное

© Copyright 2008. All Rights Reserved. 

Сайт управляется системой uCoz